Советы психолога

Если учитель не заботится о том, чтобы на уроках находилось время для шуток и расслабления, то ученики сами создают свою особую «карнавальную культуру», которая в некоторых случаях может быть деструктивной. «Классный шут» напоминает учителю, что ученики воспринимают его как человека, лишенного юмора. Как правило, такой «клоун» находит живую поддержку у остальных учеников, которые восстают против скуки и однообразия на уроке и активно демонстрируют учителю свое разочарование.

Если мы верим в то, что обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия, то, создавая в группе атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, мы тем самым формируем у детей позитивное отношение к себе.

Давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагоги могли бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать по возможности страх и стресс учеников. Многие взрослые вспоминают с благодарностью тех преподавателей, которые обладали чувством юмора, умели разрядить обстановку доброй шуткой.

Перерывы в учебном процессе - не пустое время, а необходимость. В среднем дети 15 -18-ти лет могут качественно воспринимать информацию в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна быть пауза. Вы сможете повысить эффективность обучения, если будете следовать принципу контрастности переживаний. Особенно важны многократные чередования непривычных действий и действий ритуальных. Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.

Если ученики верят учителю, не боятся его, то им нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения. Поэтому критерием успеха деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:

- развивать веру в успех;

- считать ошибки нормальным и нужным явлением;

- признавать и видеть достижения каждого;

- учить детей управлять собственной деятельностью.

Комментарии