ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АТТЕСТАЦИИ
Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся, их морального, творческого и физического развития.
Аттестацию педагогических работников в учреждении образования проводится на присвоение либо подтверждение второй, первой и высшей педагогической категории.
Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования.
По инициативе педагогического работника аттестация проводится на присвоение педагогической категории.
По инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на подтверждение педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.
Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок. Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.
Аттестация педагогического работника проходит в форме определенной процедуры. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений), утверждённой Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101.
Перечень нормативно-правовых актов, обеспечивающих аттестацию педагогических работников:
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 «Об утверждении инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)»
- Практическое руководство "Аттестация педагогических работников" .
Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
- соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
- наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 настоящей Инструкции;
- освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.
Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года; высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.
Документы, предоставляемые при аттестации:
- Заявление по установленной форме
- Копии свидетельства о повышении квалификации по профилю за последние 3 года.
- Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории)
Изучение педагогической деятельности
Квалификационные характеристики
- «Должностные обязанности» - содержит основные функции, которые могут быть поручены работнику, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, а также программ изучения педагогической деятельности
- «Должен знать» - содержит основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и др. нормативных актов
- «Квалификационные требования» - предусматривает уровень образования и стаж работы
В ходе аттестации оцениваются
- деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года), для подтверждения категории за 5 лет.
- достижение результатов (учащихся и педагога);
- деловые, личностные качества педагога;
- возможности дальнейшего роста и обучения;
- необходимость помощи, пути улучшения деятельности.
В ходе аттестации педагогом предоставляются
- Материалы учебного кабинета (план работы кабинета, план перспективного развития кабинета, материалы по систематизации)
- Самоанализ деятельности
- Разработки открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий
- Самоанализ открытых мероприятий
- Материала по самообразованию или обобщение опыта
- Результаты психолого-педагогического анкетирования
Основные этапы аттестации
1. Подготовительный этап.
- Избрание аттестационной комиссии
- Оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников.
- Оформление пакета документов по аттестации.
- Оформление выставочного стенда с материалами аттестации.
2. Организационный этап.
- Подача заявлений в комиссию
- Рассмотрение заявлений аттестационной комиссией.
- Составление графика аттестации.
- Согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом
- Издание приказа руководителя о проведении аттестации.
3. Процессуальный (основной)
- Изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником
- (собеседование, анкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.).
- Подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности.
- Сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию.
- Составление характеристики.Заключительный (итоговый) этап
- Проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)
- Принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации, об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке в резерв на руководящую должность и т.д.)
- Издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.
- Внесение записи в трудовую книжку.
Функциональные обязанности членов аттестационной комиссии
1.Общие положения
1.1 В состав аттестационной комиссии входят:
директор школы или по его решению другое уполномоченное им лицо;
представитель профсоюзного комитета школы;
педагогические работники учреждения образования I и высшей квалификационной категорий , которые не планируют проходить аттестацию в период полномочий аттестационной комиссии.
1.2 Аттестационная комиссия из числа членов комиссии выбирает:
председателя аттестационной комиссии;
заместителя председателя аттестационной комиссии;
секретаря аттестационной комиссии.
1.3 Для каждого члена аттестационной комиссии определяется круг его функциональных обязанностей.
2. Обязанности председателя аттестационной комиссии
2.1 Председатель аттестационной комиссии руководит деятельностью аттестационной комиссии и обеспечивает выполнение поставленных задач, руководствуясь нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и локальными документами учреждения образования.
2.2 Председатель аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:
2.2.1 готовит проекты приказов по вопросам организации и проведения аттестации сотрудников школы;
2.2.2 вносит на рассмотрение педагогического совета предложения по ротации состава аттестационной комиссии, формирует списки кандидатов;
2.2.3 составляет план работы аттестационной комиссии, список педагогических работников, выходящих на аттестацию по плану в текущем году, график прохождения аттестации педагогами школы;
2.2.4 определяет алгоритм работы аттестационной комиссии и осуществляет контроль соблюдения регламента работы комиссии;
2.2.5 распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;
2.2.6 утверждает состав экспертных групп при аттестации педагога-психолога, дефектолога, педагога социального, библиотекаря;
2.2.7 отвечает за качество оценки изучения профессиональной деятельности педагогических работников школы, подавших заявление на первую и вторую квалификационные категории;
2.2.8 консультирует членов аттестационной комиссии по различным вопросам в пределах своей компетенции, проводит инструктивно-информационные совещания;
2.2.9 проводит заседания аттестационной комиссии;
2.2.10 доводит до сведения претендентов на повышение квалификационной категории итоги аттестации;
2.2.11 контролирует соблюдение процедуры проведения аттестации и правильности оформления документации;
2.2.12 следит за правильностью и качеством оформления протоколов заседаний аттестационной комиссии;
2.2.13 в ходе аттестации может ходатайствовать перед аттестационной комиссией о присвоении второй или первой квалификационной категории педагогическим работникам школы;
2.2.14 представляет аттестационную комиссию на уровне города (посещение семинаров, совещаний, круглых столов, коллегий);
2.2.15 подводит итоги работы аттестационной комиссии школы.
3. Обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии
3.1 Заместитель председателя аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и локальными документами учреждения образования.
3.2 Заместитель председателя аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:
3.2.1 формирует пакет документов по аттестации педагогических работников (план работы аттестационной комиссии, графики, списки и т.д.);
3.2.2 знакомит сотрудников школы с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), разъясняет им требования нормативных документов;
3.2.3 знакомит аттестуемых с порядком проведения аттестационных процедур, графиком прохождения аттестации;
3.2.4 доводит приказы председателя аттестационной комиссии по вопросам организации и проведения аттестации до сотрудников школы;
3.2.5 информирует аттестуемых об изменениях и дополнениях в документах, регулирующих проведение аттестации;
3.2.6 формирует состав экспертных групп при аттестации педагога-психолога, дефектолога, педагога социального, библиотекаря, проводит обучающие занятия с экспертными группами по вопросам аттестации;
3.2.7 консультирует членов экспертных групп по различным вопросам в пределах своей компетенции, проводит инструктивно-информационные совещания;
3.2.8 готовит заседания аттестационной комиссии;
3.2.9 организует работу с педагогическими работниками школы в межаттестационный период.
3.2.10 в период отсутствия председателя аттестационной комиссии выполняет его обязанности.
4. Обязанности секретаря аттестационной комиссии
4.1Секретарь аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и локальными документами учреждения образования.
4.2 Секретарь аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:
4.2.1 ведет разъяснительную работу по заполнению заявлений на первую, вторую или высшую квалификационную категорию;
4.2.2 осуществляет прием и регистрацию заявлений от аттестуемых;
4.2.3 ведет учет входящих и исходящих документов по аттестации;
4.2.4 обеспечивает явки членов комиссии и приглашает аттестуемых на заседания аттестационной комиссии;
4.2.5 ведет протоколы заседаний комиссии, оформляет документацию (журнал регистрации заявлений, решения аттестационной комиссии и др.);
4.2.6 готовит ходатайства, выписки, решения из протоколов заседания аттестационной комиссии.
5. Обязанности членов аттестационной комиссии
5.1 Члены аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуются нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и локальными документами учреждения образования.
5.2 Члены аттестационной комиссии обязаны:
5.2.1 консультировать педагогических работников по вопросам аттестации;
5.2.2 проводить анализ представленных материалов на соответствие заявленной категории;
5.2.3 проявлять объективность при принятии аргументированных решений по итогам аттестации;
5.2.4 содействовать максимальной достоверности экспертизы, обеспечивать глубину и объективность экспертных оценок;
5.2.5 проявлять объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим работникам, защищать их права;
5.2.6 обеспечивать профессиональное обобщение итогов деятельности педагогических работников.
6. Работа аттестационной комиссии
6.1 Аттестационная комиссия организует свою работу на основании Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).
6.2 Инструкция определяет:
6.2.1 состав аттестационной комиссии;
6.2.2 порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования
6.2.3 порядок проведения квалификационного экзамена;
6.2.4 критерии оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников;
6.2.5 документацию аттестационной комиссии.
Комментарии
Отправить комментарий