Как эффективно построить урок

Творческий педагог — это педа­гог, способный преобразовывать­ся, способный создавать вокруг себя новое, производительная ак­тивность которого на каждом но­вом этапе становится совершен­ней и эффективней.

Жизнь сегодня ставит перед человеком множество нестандарт­ных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффек­том определяет его благополучие.

На практике мы часто сталкиваемся с людьми, которые не умеют добиваться поставленных целей, а то и вообще не ставят их перед собой, пасуют перед трудностями, не воспринимают новое или воспри­нимают его под «давлением сверху» и поэтому обречены на неуспех.

Такой типаж людей нельзя относить только к современности. Люди такого типа сохраняются десятилетиями, чувствуют себя диском­фортно от непризнания, неудач и неуспеха. Они же создают дис­комфорт и окружающим.

Приведем для примера сказку В. Сухомлинского «Горделивая спица»:

Быстро ехала по дороге телега. Вращались колеса, а в них одна за другой торопились спицы. Они двигались дружно и были очень до­вольны, что колеса вращаются.

Только одна спица была недовольна. Она считала себя первой, а ей казалось, что ее почему-то поставили позади остальных.

— Я самая лучшая, — сказала она, — почему же я вдруг сзади?

Другие спицы молчали.

Горделивая спица так расходилась, что от злости лопнула и выпа­ла из колеса.

Но и без одной спицы колесо вращалось. Когда же телега остано­вилась на ночлег, хозяин увидел, что не хватает одной спицы. Вместо нее он поставил новую.

Утром спицы снова завертелись, и телега поехала дальше.

В современных динамичных условиях жесткой конкуренции на педагогическом рынке труда ничего другого не остается, как позна­вать основы высоких достижений в труде, развивать личностные ка­чества, являющиеся базой для успеха в конкурентном соперничестве.

Несомненно, наиболее «выигрышным» может быть только тот, кто способен ориентироваться в большом объеме информации, умеет ее

поглощать, объективно оценивать обстановку, имеет потребность в до­стижениях и разумные притязания, а также адекватную самооценку.

Учитель, который стремится стать мастером, довести свою дея­тельность до совершенства как в преподавании своего предмета, так и в познании личности ученика, учитель, добивающийся эффективно­сти в своей деятельности не за счет авторитарной педагогики, а за счет ориентации на успех и достижения сравнительно высокого ре­зультата, всегда будет признан и востребован.

Говоря словами М. Скаткина, что урок — «клеточка» педагогичес­кого процесса, и в нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны, попытаемся доказать, что эффективный урок — основа ре­зультативности учебно-воспитательного процесса и успеха учителя.

Как построить урок эффективно? Как добиться результата? Как привести к результату других? Как стать успешным самому и как обеспечить успех учащимся? Об этом и другом простейшими тезиса­ми, алгоритмами, схемами.

Без чего нельзя повысить эффективность урока?

Если не вся, то значительная часть

педагогики концентрируется в уроке.

М. Скаткин

Урок — это видимая часть работы учителя. И даже если уроки не часто посещают директор, заместитель директора, коллеги, эффектив­ность работы учителя как на ладони — она в статистических резуль­татах, в отношении учащихся к предмету и к самому учителю, в отзы­вах родителей, в «портрете» воспитанника. Уроку предшествует боль­шая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения, анализа и самоанализа.

Главные взаимосвязанные компоненты учебной деятельности на уроке - это:

1) знание объекта воздействия (знание возрастных особенностей детей, их физиологического, психического и интеллектуального уров­ня развития);

2) уход от консервативных методов обучения и воздействия на учащихся, изучение, овладение и внедрение новых методов и техно­логий обучения;

3) знание законов научной организации труда как учителя, так и учащихся;

4) осуществление дифференцированного и индивидуального под­хода к учебной деятельности учащихся одного класса.

Необходимо помнить, что:

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

2) теми и ритм урока должны быть оптимальными, действия учи­теля и учащихся завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и уча­щихся на уроке, строгое соблюдение педагогического такта;

4) учебная деятельность на уроке должна быть управляемой — большую часть урока активно работают сами учащиеся;

5) здоровьесбережение в организации урока не менее важно, чем его результат.

Простейшие обязательные требования к организации урока:

• четко сформулировать цель урока;

• поставить конкретные задачи на каждом этапе урока;

• ознакомить с планом подачи нового материала;

• записать основные положения излагаемого материала (т. е. со­ставить опорный конспект); графически изобразить на доске или на наглядной таблице сложные понятия;

• четко выделить опорные знания;

• при подаче нового материала сбалансированно воздействовать на зрение и слух;

• предусмотреть как самостоятельное рассмотрение поставлен­ных задач, так и комментирование «трудных» понятий.


Критерии личностно-ориентированного урока

Сорок пять минут урока — это спрес­сованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного тру­да и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути зна­ний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.
М. Скаткин

Признаки определения личностно-ориентированного урока:

1. План проведения урока с учетом уровня развития учащихся конкретного класса.

2. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

3. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока (давать целевую установку).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму подачи материала, ответа (словесную, графическую, условно символическую, письменную и т. д.). Стимулирование уче­ников к выбору и самостоятельному применению различных спосо­бов выполнения заданий.

6. Обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, и что сделать по-другому.

7. Поощрение при опросе на уроке и правильного, и неправильно­го ответа ученика, а также анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргу­ментироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельнос­ти, оригинальности, прилежанию относительно предыдущего урока.

9. В домашнем задании называется не только тема и объем зада­ния, но и подробно разъясняется, как следует рационально организо­вать свою работу при выполнении домашнего задания, что может послужить ключом в случае затруднения.

Комментарии