Творческий педагог — это педагог, способный преобразовываться, способный создавать вокруг себя новое, производительная активность которого на каждом новом этапе становится совершенней и эффективней.
Жизнь сегодня ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.
На практике мы часто сталкиваемся с людьми, которые не умеют добиваться поставленных целей, а то и вообще не ставят их перед собой, пасуют перед трудностями, не воспринимают новое или воспринимают его под «давлением сверху» и поэтому обречены на неуспех.
Такой типаж людей нельзя относить только к современности. Люди такого типа сохраняются десятилетиями, чувствуют себя дискомфортно от непризнания, неудач и неуспеха. Они же создают дискомфорт и окружающим.
Приведем для примера сказку В. Сухомлинского «Горделивая спица»:
Быстро ехала по дороге телега. Вращались колеса, а в них одна за другой торопились спицы. Они двигались дружно и были очень довольны, что колеса вращаются.
Только одна спица была недовольна. Она считала себя первой, а ей казалось, что ее почему-то поставили позади остальных.
— Я самая лучшая, — сказала она, — почему же я вдруг сзади?
Другие спицы молчали.
Горделивая спица так расходилась, что от злости лопнула и выпала из колеса.
Но и без одной спицы колесо вращалось. Когда же телега остановилась на ночлег, хозяин увидел, что не хватает одной спицы. Вместо нее он поставил новую.
Утром спицы снова завертелись, и телега поехала дальше.
В современных динамичных условиях жесткой конкуренции на педагогическом рынке труда ничего другого не остается, как познавать основы высоких достижений в труде, развивать личностные качества, являющиеся базой для успеха в конкурентном соперничестве.
Несомненно, наиболее «выигрышным» может быть только тот, кто способен ориентироваться в большом объеме информации, умеет ее
поглощать, объективно оценивать обстановку, имеет потребность в достижениях и разумные притязания, а также адекватную самооценку.
Учитель, который стремится стать мастером, довести свою деятельность до совершенства как в преподавании своего предмета, так и в познании личности ученика, учитель, добивающийся эффективности в своей деятельности не за счет авторитарной педагогики, а за счет ориентации на успех и достижения сравнительно высокого результата, всегда будет признан и востребован.
Говоря словами М. Скаткина, что урок — «клеточка» педагогического процесса, и в нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны, попытаемся доказать, что эффективный урок — основа результативности учебно-воспитательного процесса и успеха учителя.
Как построить урок эффективно? Как добиться результата? Как привести к результату других? Как стать успешным самому и как обеспечить успех учащимся? Об этом и другом простейшими тезисами, алгоритмами, схемами.
Без чего нельзя повысить эффективность урока?
Если не вся, то значительная часть
педагогики концентрируется в уроке.
М. Скаткин
Урок — это видимая часть работы учителя. И даже если уроки не часто посещают директор, заместитель директора, коллеги, эффективность работы учителя как на ладони — она в статистических результатах, в отношении учащихся к предмету и к самому учителю, в отзывах родителей, в «портрете» воспитанника. Уроку предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения, анализа и самоанализа.
Главные взаимосвязанные компоненты учебной деятельности на уроке - это:
1) знание объекта воздействия (знание возрастных особенностей детей, их физиологического, психического и интеллектуального уровня развития);
2) уход от консервативных методов обучения и воздействия на учащихся, изучение, овладение и внедрение новых методов и технологий обучения;
3) знание законов научной организации труда как учителя, так и учащихся;
4) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учебной деятельности учащихся одного класса.
Необходимо помнить, что:
1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
2) теми и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, строгое соблюдение педагогического такта;
4) учебная деятельность на уроке должна быть управляемой — большую часть урока активно работают сами учащиеся;
5) здоровьесбережение в организации урока не менее важно, чем его результат.
Простейшие обязательные требования к организации урока:
• четко сформулировать цель урока;
• поставить конкретные задачи на каждом этапе урока;
• ознакомить с планом подачи нового материала;
• записать основные положения излагаемого материала (т. е. составить опорный конспект); графически изобразить на доске или на наглядной таблице сложные понятия;
• четко выделить опорные знания;
• при подаче нового материала сбалансированно воздействовать на зрение и слух;
• предусмотреть как самостоятельное рассмотрение поставленных задач, так и комментирование «трудных» понятий.
Критерии личностно-ориентированного урока
Сорок пять минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.
М. Скаткин
Признаки определения личностно-ориентированного урока:
1. План проведения урока с учетом уровня развития учащихся конкретного класса.
2. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
3. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока (давать целевую установку).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму подачи материала, ответа (словесную, графическую, условно символическую, письменную и т. д.). Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному применению различных способов выполнения заданий.
6. Обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, и что сделать по-другому.
7. Поощрение при опросе на уроке и правильного, и неправильного ответа ученика, а также анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности, прилежанию относительно предыдущего урока.
9. В домашнем задании называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою работу при выполнении домашнего задания, что может послужить ключом в случае затруднения.
Комментарии
Отправить комментарий